Еврейский праздник кущей, он же Суккот, начинается каждый год ровно на пятнадцатый день нового года, и длится он неделю. Это то особое время, когда все земледельцы уже завершили сборы урожая, потому они могут себе позволить отдохнуть до наступления первых дождей. Слово «сукка», которое и дало специфическое название данному празднеству, переводится дословно «шатер», либо «шалаш», а также «кущи».
Все это символизирует категорический отказ от опасной по большому счету иллюзии, что уютным и надежным дом делает его крыша. Безопасность вместе с надежностью существования на самом деле зависит совершенно от другого. Заповеди о том, что следует пребывать в суке, во все времена и всеми поколениями давалось множество разных объяснений.
Одно из них звучит так: установка возле дома шалаша, ведет к присоединению к тем, кто четыре десятка лет некогда скитался по пустыне и, придя, наконец, в Эрец-Исраэль, усердно обрабатывал данную землю, радуясь тем плодам, которые она скудно, но все же дарила. Согласно другому определению, смысл данной заповеди стоит в том, что человек должен всегда помнить о бедности, даже будучи очень богатым, нельзя, чтобы он возгордился.
Обычаи праздника Суккот
Традиционно, в Суккот выполняют некий особый ритуал, он носит название «вознесение лулава». Лулавом называют пальмовый листок, входящий в некий набор из четырех видов растений. Принято лулав поднимать и при этом благословлять все растения, каждое из которых является символом определенного типа людей. Этрог, который имеет и вкус, и запах, — это те евреи, которые знают Тору и совершают разные добрые дела. Лист пальмы финика, имеет сладкие, но без запаха плоды — это те евреи, которые имеют знание Торы, но не совершают никаких добрых дел. Третье растение комплекса, Мирт — несъедобен, но зато приятно пахнет — это такие евреи, от которых, словно аромат, исходят разные добрые дела. Четвертая по счету Ива, у нее нет вкуса, а также запаха, — она является символом тех евреев, которые вообще не знают Тору и при этом не делают добрых дел. Но, по своему усмотрению Бог всех соединил воедино, собрал в одном большом мире. Плохие или хорошие, но евреи— один народ, потому они должны по велению Бога помогать друг другу, просвещать друг друга и даже отвечать друг за друга.
Другое определение
Согласно иному, не менее популярному толкованию, каждое из четырех растений — определенная часть тела человека. Этрог являет собой сердце, а тонкий и, вместе с тем, прямой пальмовый листок — это позвоночник, мирт со своими овальными листочками является аналогом глаз, а ива — уст. Собранные все вместе, они и составляют тело человека, который предан своему богу и Творцу. В канун этого праздника везде устраиваются специфические базары, где продаются эти самые этроги и лулавы, а также пальмовые ветви для покрытия кровли, различные приспособления для возведения и украшения сукки.