Праздник Шавуот эксклюзивен и уникален, прежде всего, тем, что это единственное торжество, точная дата которого не прописана в Торе. Предписано просто отсчитывать семь недель после исхода первого дня праздника Песаха и ровно на пятидесятый день праздновать Шавуот.
Что тут сказать, праздники в Израиле специфические. Исходя из вышеупомянутых особенностей определения времени, в русском языке появилось и затем прижилось совершенно другое название - Пятидесятница.
Особенности праздника
На сегодняшний день ключевым элементом данного праздника можно назвать ночное воспроизведение традиционных текстов. Они носят название Тикун, что на русский переводится, как "исправление". Среди подобных текстов Тора, Мишна и даже Талмуд, а еще каббалистическая книга под названием Зохар и прочие тексты почти что мистического содержания. Считается, что именно в ночь, которая предшествовала Дарованию Торы, все сыны Израиля в обязательном порядке не должны сомкнуть глаз даже на минуту.
Как память об этом, многие современные евреи тоже бодрствуют в ночь перед праздником Шавуот. У любого праздника в Израиле имеются свои особенные блюда. То есть, те, которые готовят лишь в этот день года. На Шавуот ними являются молочные кушанья. То есть, всевозможные творожные торты с блинчиками или запеканками. Традиция гласит, что после Дарования Торы на горе Синай евреи кушали молочное.
Дело в том, что на тот момент они якобы еще не обучились кошерному приготовлению мяса. Более того, Тора – это источник жизни для любой еврейской души, подобно материнскому молоку, которое взращивает и дает жизнь новорожденному младенцу. В современном Израильском государстве обрядовая часть этого специфического празднества относительно скудна. Дело в том, что он носит, по большому счету, интеллектуальный и немного философский характер.
Праздник жатвы
Именно Шавуоту принадлежит пальма первенства среди всей совокупности еврейских дат по части количества названий. В Библии он зовется праздником жатвы, ведь его отмечали именно во время начала сбора урожаев пшеницы. Еще его зовут праздником первых плодов, ведь в этот день в Храм несли и первые плоды из нового урожая. После того, как Храм был разрушен, приношения, соответственно, прекратились, а с изгнанием большинства евреев с территории их родины сельскохозяйственное значение этого праздника вообще было сведено на нет. Зато сохранился интересный обычай декорировать в этот день цветами или зеленью дома, а также синагоги.
Во времена Талмуда главенствовало именно историческое значение данного праздника. Оно в последствие и стало главным для всех современных израильтян. Именно тогда отмечается Дарование Торы, произошедшее на горе Синай. Принято основываться на том, что ровно на пятидесятый евреи приняли заповеди и потому стали избранным народом. В этот день надо обязательно прочесть все десять заповедей, которые как бы составляют общую суть библейского закона. А еще в этот знаменательный день читают книгу Рут – это история одной моавитской женщины, которая искренне приняла гиюр и присоединилась к великому еврейскому народу.